Что нужно знать, арендуя свой первый офис
Инструкция по выбору
Предложений на рынке недвижимости достаточно. Не запутаться и не наделать ошибок при аренде первого офиса помогут анализ и подробный план действий.
Анализ
Выделяем главные требования к арендуемому офису. Соотносим представления о помещении со своими возможностями, в том числе, финансовыми. И как итог, определяемся с критериями:
- местоположение: центральные районы или периферия, удаленность от метро, транспортной развязки;
- коворкинг или полноценный офис;
- площадь, количество сотрудников, кабинеты или openhause;
- класс офиса: чем он выше, тем больше цена;
- наличие или отсутствие мебели.
Выбор
Решите, кто будет заниматься поиском помещения — вы или посредник. Риелторы позволяют сэкономить время. Единственное — внимательно изучите договор, который заключаете с агентством недвижимости. Если в нем указано, что они оказывают информационные услуги, — разворачивайтесь и уходите. Вместо офиса получите листочек с
Не пользуйтесь услугами компаний, которые не сопровождают сделку, не присутствуют в день заключения договора.
Визуальное знакомство
Взяв на примету
Станьте на пару минут клиентом и ответьте на вопросы: удобно ли добираться, есть ли просторная парковка, на каком этаже находится офис, сложно ли его найти, если ли лифт?
Осмотрите инженерную инфраструктуру. Все ли составляющие находятся в рабочем состоянии:
- освещение;
- кондиционирование и вентиляция.
На этапе переговоров уточняйте у арендодателя информацию о переделках или ремонте в офисе: за чей счет «банкет» и будут ли предоставлены на этот период «каникулы».
Изучение договора
Приступая к заключению договора, проверьте на подлинность указанные данные об арендодателе, собственнике и сдаваемом имуществе. Попросите один экземпляр договора для ознакомления. Посмотрите: отражены ли достигнутые на переговорах условия. Обратите внимание на ряд пунктов:
- условия платежей: ставка, порядок выплат;
- штрафные санкции: за задержку оплаты, досрочное расторжение договора, за порчу имущества как со стороны арендатора, так и собственника;
- места общего пользования: сумма аренды рассчитывается только исходя из площади офиса или включает плату за коридор, туалет, холл
и т. п. ; - дополнительные услуги: охрана, клининг, провайдер, парковка
и т. п. включены в стоимость аренды или возможно самостоятельное заключение договора с каждым в отдельности.
Изменение арендных ставок
Если в договоре не указаны условия, при которых арендная плата пересматривается, то она остаётся неизменной на весь период действия договора. Сумма платежа может меняться только в одном случае: если вы придёте к согласию с арендодателем и заключите соответствующее соглашение.
Кроме того, сумма платежа не может меняться чаще, чем один раз в год, если договором не предусмотрены иные условия.
Заключение договора
Завершающий аккорд перед переездом в офис.
Вывод
Нюансов при совершении сделки возникает много, но все вопросы решаемы и обсуждаемы. Процесс аренды взаимовыгодный. Поэтому непонятное — уточняйте, возникают сомнения — спрашивайте. Если сделку ведете самостоятельно, то договор обязательно передайте на экспертизу юристу. Лучше на начальном этапе все внимательно изучить и потратить время, чем после жалеть о неверно выбранном месте.